Заглавная страница сайта
Оглавление сайта
Краткая история аниме
Спонсор проекта
Баннер DVD Special
Поиск по сайту
Дизайн
Cопровождение и неподписанные статьи


 || 


Счетчики

Начало "Золотого века"

Новое поколение зрителей

"Несносные пришельцы"Начало 1980-х годов в истории аниме ознаменовалось событием чрезвычайной важности. Сериал "Мобильный воин ГАНДАМ" [Kidou Senshi Gundam] (1979-1980) имел совершенно особое влияние на аудиторию - из существовавших до этого в Японии клубов подростков - любителей научной фантастики стали понемногу выделяться клубы подростков - фэнов научно-фантастического аниме. Начали появляться аниме-отаку.

Значение этого события трудно переоценить. Подростки, родившиеся во второй половине 1960-х, всю свою жизнь смотрели аниме по телевизору и в кино. Оно формировало их мышление, предоставляло им мировоззрение, давало им ориентиры для подражания. Пройдя с аниме все детство, подростки-зрители хотели нового аниме, более серьезного, в большей степени отвечающего их "взрослым" интересам.

Конечно, это не значит, что серьезного аниме до начала 1980-х не было. Было. Но лишь в эти годы возникла большая рыночная ниша подросткового аниме, куда потекли капиталовложения фирм-спонсоров. И молодые аниматоры поколения Осии Мамору, всерьез рассматривающие аниме как средство художественного самовыражения, и умудренные профи поколения Миядзаки Хаяо, подуставшие рисовать "детски" неглубокие вещи, пошли по следу спонсорских денег, создавая новую индустрию - индустрию, сделавшую аниме уже фактом не только японской, но и мировой культурной жизни.

Одновременно с этим развивался и фэнский, полулегальный рынок. На нем продавалось как разного рода самостоятельное творчество фэнов (манга, модели, костюмы), так и пиратские записи аниме с ТВ, нелегальные копии и так далее. В дальнейшем некоторые завсегдатаи этого рынка становились серьезными, коммерческими творцами и коммерсантами. В частности, здесь можно назвать группу "CLAMP" и студию "Gainax". Развивались и фэнские и коммерческие журналы об аниме и манге.

"Космические оперы" и немного музыки

Начало 1980-х - это все еще господство космического жанра научной фантастики. На волне популярности сериала "ГАНДАМ" выходит еще несколько аналогичных сериалов, в том числе и продолжения самого "ГАНДАМ". Выходят цветные ремейки сериалов "Железный человек номер 28" (1980) и "Могучий Атом" (1980). Продолжают выходить фильмы и сериалы по мотивам эпопеи "Космический крейсер Ямато".

Со временем под влиянием фэнов они становятся серьезнее, с более сложными сюжетами, дизайнами и взаимоотношениями героев. Среди новых космических сериалов - "Космический император-бог Сигма" [Uchyu Taitei God Sigma] (1980-1981), "Космический воин Балдиос" [Uchuu Senshi Baldios] (1980-1981), "Повелитель Ста Зверей Голион" [Hyakuju Ou Golion] (1981-1982), "Механизированный батальон Дайраггер XV" [Kikou Kantai Dairugger XV] (1982-1983) и многие другие.

В 1982 году на экраны выходит сериал "Гиперпространственная крепость Макросс" [Chou Jikuu Yousai Macross] (1982-1983), созданный при поддержке студии "Tatsunoko Production" студиями "Studio Nue" и "Artland". Изначально он задумывался как пародия, созданная молодыми художниками и дизайнерами, чтобы поиздеваться над клише "космических опер". Однако оказалось, что он сам стал самой популярной "космической оперой" в истории аниме.

"Макросс" внес ряд изменений в вышеупомянутые клише. Во-первых, его главный герой - Итидзё Хикару, был отнюдь не лучшим пилотом и вообще не самым крутым воякой. Во-вторых, самым главным оружием против инопланетных захватчиков оказалось не военное превосходство, а культурное наследие. Огромные и могучие инопланетяне побеждались песнями в исполнении главной героини - Линн Минмэй, популярной певицы и подружки главного героя. При этом к концу сериала Хикару осознавал, что избранница его сердца - отнюдь не Минмэй, а потомственная военная - майор Хаясэ Миса.

Введение в сериал такого персонажа, как Минмэй, диктовалось новой ситуацией в японской поп-музыке. Она постепенно выходила из послевоенного творческого кризиса и становилась популярной среди молодежи (которая раньше предпочитала американскую музыку). Альбом песен Минмэй в исполнении озвучивающей ее актрисы Иидзимы Мари сразу же стал очень популярен.

Вышедший в 1984 году полнометражный аниме-фильм "Гиперпространственная крепость Макросс: Помнишь ли нашу любовь?" [Chou Jikuu Yousai Macross: Ai Oboete Imasu Ka?] закрепил жанровый успех сериала. Заглавная песня - "Ai Oboete Imasu Ka?" заняла призовые места в японских хит-парадах. К аниме-музыке стали относиться серьезно.

Другой важный "космический" аниме-фильм - это "Жар-птица 2772: Космозона Любви" [Hi no Tori 2772: Ai no Cosmo Zone], последняя коммерческая работа Тэдзуки Осаму на студии "Tezuka Productions". Этот фильм, сделанный уже на тот момент в устаревшем стиле, тем не менее оказал значительное влияние на профессионалов аниме. Также он ознаменовал собой другое важное явление - возрастание популярности полнометражного аниме, сделанного не на основе ТВ-сериалов. Подробнее об этом будет сказано ниже.

Фантастическая комедия - новый поворот

Одним из первых экспериментов в этом жанре стал сериал студии "Toei" по мотивам манги Ториямы Акиры "Доктор Сламп" [Dr. Slump] (1981-1986). Характерные персонажи "героического" аниме - сумасшедший ученый Сламп и его творение - девочка-робот Арале, отнюдь не спасали мир, а творили всякие смешные глупости, с трудом из них выпутываясь.

Второй эксперимент в этом жанре стал куда более популярен и определил сюжетные линии комедийных и романтических аниме на много лет вперед. Это была первая (но не последняя) экранизация манги Такахаси Румико - "Несносные пришельцы" [Urusei Yatsura] (1981-1986), сериал, созданный на студии "Studio Pierrot" режиссером Осии Мамору, пришедшим в мир аниме из мира кино. Такое сочетание тонкого лиризма, безудержного юмора и сатиры, фантастических и реальных персонажей, любовных интриг и невероятных приключений, наверно, не будет воспроизведено уже никогда. Особенное влияние на развитие аниме оказали характеры персонажей. Скажем, неадекватный, сексуально озабоченный циник Атару, в критических ситуациях проявляющий себя с лучшей стороны, или влюбившаяся в него принцесса-инопланетянка Лам, сочетание мечты мазохиста, идеальной жены и бесконечного коварства. Впоследствии такой порядок сложности характеров стал обычен для подросткового аниме. Но в те времена он был сенсацией.

Новый формат - видеоаниме

В 1983 году произошло еще одно событие, сыгравшее принципиальную роль в истории аниме. Осии Мамору на студии "Studio Pierrot" выпустил первое в истории Японии аниме, изначально предназначенное для продажи на видео - "Даллас: Приказ уничтожить Даллас" [Dallos: Dallos Haikai Shirei]. С этого момента в японской анимации появилась новая степень свободы. Теперь можно было создавать аниме, сочетающее в себе достоинства полнометражного фильма (качество анимации и четкое единство сюжетной линии) и сериала (продолжительность), а также рассчитанное на более узкую аудиторию зрителей, имеющих достаточные средства для покупки кассет. Естественно, такими зрителями в первую очередь стали отаку.

Уже 1984 подарил такой шедевр видеоанимации, как "Рождение" [Birth], более известный как "Мир Талисмана", а в 1985 году добавились фантастические видеосериалы "Грязная Парочка" [Dirty Pair], "Мегазона 23" [Megazone 23], комедийный сериал о приключениях огромного кота "Что с Майклом?" [What's Michael?], а также первая из серии видеоэкранизаций произведений Такахаси - "Сквозь огонь" [Honoo Tripper] и классика аниме-мистики "Ди - охотник на вампиров" [Kyuketsuki Hunter D] режиссера Асиды Тоё.

Особо следует выделить культовый OAV Осии Мамору и Амано Ёситаки - "Яйцо ангела" [Tenshi no Tamago] (1984). Почти лишенный диалогов, он прославился умением его создателей рассказать сложнейший сюжет с помощью одних лишь видеообразов, демонстрируя все возможности нового вида аниме.

В последующие годы OAV или OAV (Original Animation Video - "анимация для продажи на видео") достигли значительного рассцвета и существенно продвинули развитие аниме. К сожалению, по ряду финансовых причин, с 1993 года наблюдается снижение производства OAV.

Полнометражники - новое начало

Уже упоминавшийся выше "Жар-птица 2772" Тэдзуки поднял интерес зрителей к полнометражным аниме на самостоятельные сюжеты. Нельзя не указать на три достаточно известных фильма этого времени - "Юнико" [Unico] (1981), "Невероятные космические приключения Кобры" [Space Adventurer Cobra Gekijouban] (1982) и "Босоногий Гэн" [Hadashi no Gen] (1983).

Также нельзя не указать на шедевр аниме-апокалиптики "Великая война с Гэммой" [Genma Taisen] (1983) аниматора Ринтаро и первое аниме с компьютерными спецэффектами - "Голго-13" [Golgo 13] (1983) режиссера Дэдзаки Осаму.

Однако подлинным событием в мире полнометражной анимации стал фильм Миядзаки 1984 года по мотивам его же манги - "Навсикая из Долины Ветров" [Kaze no Tani no Nausicaa]. В его создании принял участие молодой аниматор Анно Хидэаки. Фэны с ночи занимали очереди за билетами, а в жизни Миядзаки начался наиболее творческий период. Впрочем, надо отметить, что сам мастер этот фильм не любит, мотивируя это тем, что он не смог в нем выразить все то, что он хотел и что смог выразить в манге.

Новый стандарт качества полнометражного аниме тут же был использовал в фильме Ринтаро "Божественный меч" [Kamui no Ken] (1985). И это было только начало развития полнометражной анимации...

Прочие достижения

В остальном в мире аниме начала 1980-х все было как раньше. И вообще - появление новых жанров и направлений никогда не уничтожало существовавшие ранее. Они продолжали развиваться и совершенствоваться. "Nippon Animation" делала экранизации детских книг и сказок. Выходили новые сериалы и фильмы мега-сериала "Дораэмон", в 1981 году студия "Tatsunoko Production" выпустила сериал "Суперкнига" [Superbook] - аниме-изложение библейских историй.

Продолжали выходить аниме о "девочках-волшебницах". В 1980 году начинает выходить сериал студии "Toei" "Юная волшебница Лалабель" [Mahou Shoujo Lalabel] (1980-1981). Это был первый сериал такого рода, создававшийся исходя из соображений продажи игрушек. Поэтому главная героиня и ее противники использовали в сражениях множество различных предметов. Сериал был весьма популярен, но после него "Toei" до конца 1980-х аниме о "девочках-волшебницах" не делала.

Эстефету подхватила "Ashi Production" и создала сериал "Принцесса-волшебница Минки Момо" [Mahou no Princess Minky Momo] (1982-1983). Значительным отличием от предыдущих аналогичных сериалов был необычный поворот сюжета в самом конце - главная героиня, принцесса волшебной Страны Грез, долго жившая на Земле, чтобы возвращать людям их утерянные мечты, попадает под машину, погибает... и возрождается в новой жизни уже человеком. До этого смерть (а тем более - главной героини) в такого рода повествовании считалась совершенно невозможной. Даже противники только побеждались, но не убивались.

Еще одним игроком на поле аниме про "девушек-волшебниц" объявила себя "Studio Pierrot", выпустив сериал "Волшебный ангел Крими Мами" [Mahou no Tenshi Creamy Mami] (1983-1984). Его принципиальное отличие заключалось в том, что главная героиня - Морисава Юу, получив от странного инопланетянина волшебную палочку и превращаясь с помощью нее из 10-летней девочки в 16-летнюю девушку, обнаружила, что это палочка работает как микрофон и сделала ее (во взрослом облике) супер-звездой под псевдонимом Крими Мами. В результате Ю начинает жить двойной жизнью, одновременно переживая сложности отношений со своим одноклассником Тосё, фэном Крими Мами, но полностью игнорирующим саму Юу. Как уже отмечалось выше, сюжет с юной поп-звездой - это веяние времени, нового состояния японского шоу-бизнеса.

На аналогичной сюжетной завязке (маленькая неудачница с помощью волшебства на время становится большой и удачливой девушкой, а затем пытается совместить два пласта своего бытия в один) построены и два других сериала этого времени "Studio Pierott" - "Волшебная фея Пелсия" [Mahou no Yousei Pelsia] (1984-1985) и "Волшебная Звезда Колдунья Эми" [Mahou no Star Magical Emi] (1985-1986).

В 1984 году был создан провозвестник "жестоких фильмов" - сериал студии "Toei" "Кулак Северной Звезды" [Hokuto no Ken] (1984-1988) о приключениях мастера боевых искусств в постапокалиптическом мире. Сериал очень кровав и жесток, и сделанный по его мотивам полнометражный аниме-фильм до сих пор считается одним из самых кровавых аниме в истории.

С 1985 года начал выходить популярнейший спортивный сериал о баскетболе - "Касание" [Touch] (1985-1987).

В общем, можно констатировать, что для подлинного расцвета все было готово. Оставалось только немного подождать...