Заглавная страница сайта
Оглавление сайта
Краткая история аниме
Спонсор проекта
Баннер DVD Special
Поиск по сайту
Дизайн
Cопровождение и неподписанные статьи


 || 


Счетчики

Шедевры 1990-х

Новые стилистические нюансы

"Тэнти - лишний"Начало 1990-х - время резкого стилистического переоформления аниме. Оно становится все более дорогим и красивым, и одновременно с этим проходят изменения в социологическом составе зрителей. Стили "аниме для парней" и "аниме для девушек" начинаются сближаться, хотя и не сливаться. Особенно это касается наиболее значительных фильмов и сериалов. Конечно, это произошло не на пустом месте. Уже в предыдущий период наблюдались похожие тенденции, однако значительное художественное воплощение получили только в начале 1990-х. Вкладываемые в аниме средства и значительная конкуренция между студиями-производителями резко увеличили количество и разнообразие производимых фильмов.

Появились настоящие "большие глаза". Собственно, они были и раньше, являясь неприменным атрибутом качественной "манги для девушек", но в 1990-х они стали популярны и в аниме, причем в том числе и в "аниме для парней". Получает значительное распространение стиль "прелесть" (кавайи), в результате чего резко возрастает личное обаяние и сексуальность персонажей аниме. Влюбленность в того или иного персонажа становится все более нормальным в мире фэнов аниме.

Девушки выходят вперед

Первый значительный сериал этого периода, показавший новый жанр "аниме о девушках для девушек" - "Осторожно! Золотая рыбка!" [Kingyou Chuuihou!] (1991-1992) режиссеров Сато Дзюнъити и Икухары Кунихико по мотивам манги Нэкобэ Нэко. Важность его заключалось в том, что главные героини действуют не столько в романтической, сколько в социальной сфере. Титосэ, одержимая идеей превратить ее сельскую школу в образцово-показательную городскую, и Вапико, ничем не одержимая, а просто любящая хорошо провести время, отнюдь не демонстрируют стандартное для японских девушек поведение и занимают "активную жизненную позицию". Также характерная особенность сериала - это участие среди персонажей огромного количества "психоделических" животных, обладающих интеллектом, необычными размерами (скажем, цыплята в человеческий рост!) и возможностями. Возглавляет их Гёпи-тян, золотая рыбка, не только стоящая миллионы долларов, но также умеющая говорить и летать.

В 1991 году начал выходить OAV-сериал "Ёко - охотница на демонов" [Mamono Hunter Youko] (1991-1995) студии "Madhouse". Это был весьма необычный сериал, поскольку предполагаемая аудитория была четко не определена (аудитория "унисекс"). В нем повестовалось о девушке по имени Мано Ёко, которая пытается совместить романтические приключения с судьбой 108-й в роду Охотниц на демонов. В сущности, это был сериал о "девушках-волшебницах", но рассчитанный на более взрослых зрителей, а потому значительно более сексуальный и интересный и девушкам, и парням.

Также нельзя не упомянуть еще один любопытный ТВ-сериал. Это "Уважаемый старший брат..." [Onii-sama e...] (1992) по мотивам манги Икэды Риёко. Он повествует о сложной и запутанной атмосфере взаимоотношений девушек в частной школе-интернате, куда попадают две подружки, одна из которых рассказывает о жизни в этой школе в письмах своему старшему брату. Там процветают нестандартные сексуальные отношения, коварство, заговоры, наушничание и так далее. Для своего времени это был очень серьезный и значительный сериал, предназначенный совсем не для маленьких девочек.

Одно из важнейших событий в истории аниме этого периода - это начало в 1992 году выхода ТВ-сериала тех же режиссеров студии "Toei" "Красавица-воин Сейлор Мун" [Bishoujo Senshi Sailor Moon] (1992-1997) по мотивам манги Такэути Наоко. Впервые в истории аниме (и манги) жанр "девушки-волшебницы" был скрещен с жанром "сэнтай", то есть, девушек-волшебниц теперь стало много и начали куда активнее сражаться со всяческими врагами. Также особенностью сериала стало наличие ссылок на женские гомосексуальные отношения (не у главных героев, конечно). Это было весьма необычно для этого жанра. Еще одна нетипичная особенность - попытка автора создать сложную систему мира, объясняющую магическую сторону происходящего. До этого создатели жанра "девушек-волшебниц" обычно, наоборот, намеренно опускали все вопросы мироустройства, так как полагали, что зрительницам (в отличие от зрителей) они неинтересны.

В том же году начинает выходить сериал "Ленточка Химэ" [Hime-chan no Ribbon] (1992-1993) по мотивам манги Мидзусавы Мэгуми. Это был более типичный сериал о "девушках-волшебницах", однако существенное внимание было перенесено с собственно магических приключений на любовные. Вообще, с этого времени романтическая составляющая жанра, стремительно набирающего популярность и обороты, идет вверх, в то время как магическая все более клишируется.

Другой "женский" аниме-сериал этого периода, более ярко выявил эту тенденцию. Это был "Мальчик-мармелад" [Marmalade Boy] (1994-1995) по мотивам манги Ёсидзуми Ватару. Здесь принципиально не было магии, фантастики и так далее. Одни лишь только романтические линии сложных взаимоотношений большого количества персонажей. Типичная "мыльная опера", сделанная при участии авторов сценариев популярных ТВ-сериалов с живыми актерами. Никогда до этого романтический мотив в аниме не был прорисован так четко и реалистично.

В том же 1994 году начал выходить ТВ-сериал "Волшебный рыцарь Рэйэрт" [Mahou Kishi Rayearth] (1994-1995) по мотивам манги группы "CLAMP". Это уже был сериал не серьезный, "прикольный", хотя и весьма воинственный и запутанный. Внимание было полностью переключено на изменения во внутреннем мире героинь. Показателен здесь интерес к жанру фэнтези, о котором ниже.

OAV-сериалы "Боевая идол-группа Колибри" [Idol Boetai Hummingbird] (1993-1995) и "Женская эскадрилья чистого неба" [Aozora Shoujotai] (1994-1996) принесли в тему "женских коллективов" новое измерение. Здесь речь шла уже о чисто женских военных продразделениях. Причем если в первом сериале основным занятием девушек было концертное пение, то во втором - именно профессиональные полеты. Мужчины - практически побоку.

Еще один характерный в этом смысле OAV-сериал - "Компания по борьбе с духами" [Yuugen Kaisha] (1994). Его главная героиня - молодая женщина, не захотевшая стать священницей, а потому сбежавшая от своей семьи в большой город и решившая создать свой бизнес на основе единственного, что она умеет - умения изгонять духов. Героиня очень самостоятельна, любит выпить, спеть караоке, но не особенно склонна к романтическим похождениям.

Прелестные девушки для странных парней

Одним из популярнейших стилей этого периода, как уже говорилось выше, стал стиль "кавайи". Это характерный стиль "унисекс"-направления, основным зрителем которого все равно, впрочем, были парни. Тем не менее, их основными персонажами стали необычные, очень красивые и странные девушки, наделенные сверхспособностями, но не всегда умело их применяющие. При этом парни в этих сериалах и фильмах обычно были скромны и слабохарактерны (чем, впрочем, этих девушек и привлекали).

Один из первых сериалов этого периода в этом стиле - это ТВ-сериал "Надя c загадочного моря" [Fushigi no Umi no Nadia] (1990) студии "Gainax" и режиссера Анно Хидэаки. В общем-то, он скорее нечто переходное, сочетающее элементы ретро-приключенческой фантастики и комедию, однако переход внимания с мужских на женских персонажей проявился уже в названии. Сериал частично основан на "Лапуте" Миядзаки и "20 тысяч лье под водой" Жюля Верна.

В 1991 году начал выходить OAV-сериал "3x3 глаза" [3x3 Eyes] (1991) по мотивам манги Такады Юдзо. Его главная героиня - девушка Пай из затерянного в горах Китая племени трехглазых людей, обладающих значительными магическо-мистическими способностями, а главный герой - парень, работающий в баре для трансвеститов, которого, после его случайно гибели, Пай оживила и тем самым дала ему бессмертие и подчинила его своей воле. Стилистическая особенность сериала заключалась в дизайне персонажей - его создатели решили воспроизвести восточные черты лица так, как их видят европейцы.

В 1992 году начал выходить не менее необычный OAV-сериал. Это был "Универсальная современная девyшка-кошка" [Bannou Bunka Nekomusume] (1992-1994). Его главная героиня - девушка-андроид Нуку-Нуку, построенная на основе мозга кошки (хотя вполне человечески разумная). Создана она была для защиты главного героя - маленького сынишки гениального изобретателя от происков целой системы ВПК под командованием его деда и мамы (родители хотят развестись, но не могут поделить ребенка). Неожиданно Нуку-Нуку удается не только доблестно отстаивать паренька в военном смысле, но и мирить его родителей. В обоих этих сериалах главные роли сыграла Хаясибара Мэгуми, уже заработавшая авторитет характерной актрисы на "необычных" женских ролях в сериале "Рамма 1/2".

Еще одним OAV-сериалом, в котором главную роль сыграла Хаясибара, стал сериал режиссера Нисикубо Мадзухо "Ай - девушка с кассеты" [Denei Shoujo Ai] (1992) по мотивам манги Кацуры Масакадзу. Здесь "необычная девушка" по имени Ай, сошедшая в дом одного неудачника с особой видеокассеты, пытается помочь ему устроить его романтическую жизнь, чему он основательно сопротивляется, поскольку не верит в свои возможности что-то здесь изменить. При этом сама Ай иногда начинает "играть" сексуальную "кошечку" и вообще вести себя странно, поскольку кассета, с которой она сошла, была не очень качественна.

Но самый значительный OAV-сериал этого жанра - это, конечно же, "Тэнти - лишний! Рё-о-ки" [Tenchi Muyou! Ryo-ou-ki] (1992-1994) студии "AIC". Здесь "необычных девушек" стало много, а парень остался один. Правда, в общем случае Тэнти - куда более достойная личность, чем многие аналогичные парни-персонажи.

Еще один важный OAV-сериал на эту тему - это "О, богиня!" [Aa! Megami-sama!] (1993-1994) по мотивам манги Фудзисимы Косукэ. Здесь проявилась существенная тема - тема предназначения героев друг другу. При этом, в отличие от упомянутых выше сериалов, "необычная девушка" - норна из скандинавских мифов, богиня Верданди, значительно по абсолютному социальному статусу выше, чем главный герой. Тем не менее, в ее поведении это никак не проявляется. Кстати говоря, ее сестры-норны Скульд и Урд ведут себя куда как более заносчиво.

Нельзя также не указать на ТВ-сериал "ДНК2" [DNA2] (1994) по мотивам манги Кацуры Масакадзу, созданный на студии "Studio Deen". Здесь герой был донельзя необычным - его рвало от даже мыслей о девушках. Однако, после случайно сделанной ему инъекции изменителя ДНК, он начал иногда на время превращаться в Мега-Плейбоя - свою абсолютную противоположность. И его ситуация постепенно эволюционирует в классический сюжет - "один парень - две совершенно разные девушки".

В 1994 году вышел OAV-сериал "Ты арестован!" [Taiho Shichauzo!] по мотивам манги Фудзисимы Косукэ, также созданный на "Studio Deen". Здесь необычность двух девушек - главных героинь, заключалась, во-первых, в том, что они - инспектора дорожной полиции, а, во-вторых, тем, что они гоняют на своих машинах и работают не хуже парней, без которых вполне обходятся, хотя и пытаются постоянно завести роман.

Важно также упомянуть сериал студии "Xebec" "Голубое семя" [Blue Seed] (1994-1995). В нем активно использовалась компьютерная графика, а сюжет крутился вокруг судьбы двух девушек-близняшек с мистическими способностями. Помимо них, в сериале фигурировал окончательно необычный парень - демон, влюбленный в них обеих.

Фэнтэзи и его подъем в 1990-х

1990-е действительно подняли интерес к фэнтези, в котором действие происходит в мирах, совершенно не похожих на наш, но исполненных магии и рукопашных битв.

Одним из первых популярных фэнтези OAV-сериалов был сериал "История войн Лодосса" [Lodoss Tou Senki] (1990-1992). Он описывал классический фэнтези-мир и был весьма серьезен и RPG-подобен (то есть, основывался на традиции настольных ролевых игр).

Другим похожим сериалом стал сначала фильм, а потом - OAV-сериал "История войн Арслана" [Arslan Senki], начавший выходить в 1991 году. Этот мир в большей степени моделировался не на основе европейских, а на основе восточных легенд.

Существенно более мрачным, хотя и более романтическим стал OAV-сериал "Ублюдок!! Сокрушитель Тьмы" [Bastard!! Ankoku no Hakai Jin] (1992-1993). Он уже был в значительно большей степени близок к японской мифологии.

Другие значительные фэнтези 1992 года - это полнометражный и очень красивый "Ветреный континент" [Kaze no Tairiku], а также "Священная Риг-Веда" [Seiden Rig Veda], основанная на индийской мифологии, по мотивам манги группы "CLAMP". Кстати, это первая аниме-экранизация их работ.

1993 год принес новую струю в аниме-фэнтези. Вышел OAV-сериал "Полудракон" [Dragon Half] по мотивам манги Миты Рюсукэ. Это принципиально не серьезный, детский, комедийный фэнтези-сериал, основанный на пародийном сочетании фэнтези и современности.

В дальнейшем фэнтези-аниме разивалось очень динамично, сочетая традиции всех мифологий и, иногда, мир современной Японии.

Киберпанк

В отличие от фэнтези, киберпанк в этот период переживает окончание подъема. Тем не менее, киберпанк-аниме все еще производится.

В 1990 году выходит первая серия OAV-сериала "Кибергород Эдо 808" [Cyber City Oedo 808] Кавадзири Ёсиаки и студии "Madhouse", описывающего работу особого отдела полиции, состоящего из преступников, в мире высоких технологий.

В 1991 году появился полнометражный OAV "Старик Зет" [Roujin Z] по мотивам манги Отомо Кацухиро, эксплуатировавший необычную доселе тему - немощных стариков и компьютеров.

В 1993 году начинает выходить OAV-сериал "Сны оружия" [Gunnm] по мотивам манги Кисиро Юкито о девушке-андроиде по имени Галли. Дальше двух серий, впрочем, не пошло - автору манги экранизация не понравилась.

В том же году начал выходить OAV-сериал "Медицинские карты Черного Джека" [Black Jack Carte] (1993-1997) студии "Tezuka productions" по мотивам манги Тэдзуки Осаму. Он не относится к чистому киберпанку, однако эстетика необычных операций гениального подпольного врача по прозвищу "Черный Джек" вполне к нему подходит.

1994 год порадовал зрителей OAV-сериалом "Ирия: Зейрам" [Iria Zeiram] (1994) о приключениях космической охотницы за головами.

В том же году на студии "Toho" сделано полнометражное аниме Фурукавы Ёсимити и Кикути Мититаки "Блюз Дарксайда" [Darkside Blues] (1994), апокалиптически-мистический фильм с элементами киберпанка, созданный в популярном в "продвинутой" японской культуре музыкальном стиле "блюз".

В целом, однако, популярность киберпанка снижалась, а делающиеся в этом жанре аниме становились все более "жизнерадостными".

Аниме по играм

Уже с начала 1990-х появился новый вид аниме - аниме по мотивам игр, обычно приставочных или компьютерных. Однако настоящий прорыв случился в 1994 году.

В тот Обари Масами выпустил полнометражное аниме "Легенда о голодном волке" [Garou Densetsu], а Сугии Гисабуро - тоже полнометражный "Уличный боец II" [Street Fighter II]. Также следует назвать выпущенный Ринтаро на студии "Madhouse" OAV "Последняя фантазия V" [Final Fantasy V] (1994). Все они были сделаны по мотивам соответствующих игр, и два первых до сих пор считаются лучшими в этом жанре.

Мистика и история

На смену киберпанку постепенно приходят вещи мистические и историко-мистические.

1991 год радует началом сериала "Легенда о королях-драконах" [Souryuuden] (1991-1993) о четырех братьях, обнаруживших в себе мистические способности легендарных Правителей Мира. В том же году снят OAV "Судья Тьмы" [Anikoku no Judge] (1991) о таинственном Судье, судящем по законам Ада нарушителей закона людей.

В 1991 же году начинается выпуск сериала студии "Madhouse" и режиссера Ринтаро "История столицы" [Teito Monogatari] (1991-1992). Он повествует мистическую историю попыток могущественного мага уничтожить Токио как центр мировой скверны.

В это время также снимается два OAV по мотивам манги Такахаси Румико "Русалочий цикл" - "Лес русалок" [Ningyo no Mori] (1991) и "Шрам русалки" [Ningyo no Kizu] (1993).

В 1992 году создаются OAV "Семейка Абасири" [Abashiri Ikka] по мотивам манги Нагая Го и OAV-сериал "Токио-Вавилон" [Tokyo Babylon] (1992-1993) по мотивам манги группы "CLAMP".

В этом же году начинаются два "крутых" аниме-сериала для парней - OAV-сериал "Усио и Тора" [Ushio to Tora] о парне, сначала заклявшем, а потом подружившимся с чудовищем, и ТВ-сериал студии "Studio Pierrot" "Отчет о буйстве духов" [Yuu Yuu Hakusho] (1992-1994) о парне, который с помощью своего злейшего врага и любимой девушки вернулся из мертвых, чтобы помочь Небесной Канцелярии бороться со зловредными духами.

В 1993 году появляется настоящий исторический шедевр - фильм Кавадзири Ёсиаки и студии "Madhouse" " Дзюбэй - История ниндзя" [Juubei Ninpuuchou].

В 1994 году выходит OAV "Рубка" [The Cockpit], сделанный под руководством Мацумото Лэйдзи на студии "Madhouse" и являющийся экранизацией его манга-рассказов, посвященных японским пилотам времен Второй мировой.

Прочие достижения

Продолжается работа Миядзаки и Такахаты на студии "Studio Ghibli" по созданию полнометражных аниме. 1991 год - "Сочащиеся воспоминания" [Omohide Poro-poro] Такахаты, 1992 год - "Порко Россо" [Kurenai no Buta] Миядзаки, 1994 - "Война тануки в периоды Хэйсэй и Помпоко" [Heisei Tanuki Gassen Ponpoko] Такахаты.

Из космических сериалов стоит отметить появление блестящего сериала студии "Tatsunoko Production" "Безответственный капитан Тайлор" [Musekinin Kanchou Tylor] (1993), а также первых серий сериалов Кавамори Сёдзи "Макросс Плюс" [Macross Plus] (1994-1995) и "Макросс 7" [Macross 7] (1994-1995), доведших сначала до совершенства, а потом до абсурда идею войны с помощью музыки.

Из спортивного аниме отметим начало в 1993 году баскетбольного ТВ-сериала "Рубящий удар" [Slam Dunk] студии "Toei" по мотивам манги Иноуэ Такэхико, а из детского - идущий до сих пор абсурдистско-комедийный ТВ-сериал "Син-тян и его карандаш" [Crayon Shin-chan] (1993 - ).

"На закуску" назову также нечто достаточно смешное и необычное - OAV и ТВ-сериал "Лучший повар - мой любимый папа" [Tokkyu no Chef wa Oishinbo Papa] (OAV - 1990, ТВ - 1992-1995), рассказывающий о секретах японской кухни.

В целом, из вышеизложенного видно, что к 1995 году аниме уже представляло собой чрезвычайно развитую отрасль японской промышленности. Несмотря на начало в середине 1990-х финансового кризиса, повлекшего за собой снижение количества серий в ТВ-сериалах и сокращение производства OAV, рынок стоял крепко и был готов к новым свершениям аниматоров.